Ресурс доступен с телефона

Кабинет архитектора Л.А. Чернышева

Красноярск. 1906—1910-е годы

Об экспонате

Один из разделов экспозиции музея, «Учитель и ученики», посвящен красноярскому архитектору и художнику начала XX века Леониду Александровичу Чернышеву. Он спроектировал множество городских строений, среди которых особняки и доходные дома, выставочные павильоны, школы, церкви, бульвар на набережной Енисея, а также здание Красноярского краеведческого музея.

После обучения в Москве и Санкт-Петербурге Леонид Чернышев вернулся в Красноярск и с 1906 года жил вместе с матерью у своего дяди Иоанна Васильевича Рязанского — протоиерея Воскресенского собора.

Мебельный гарнитур был спроектирован, ориентировочно, с 1906-го по 1910-е годы для дома дяди, где у Чернышева находился рабочий кабинет. Вся мебель была выполнена другом Чернышева Л.А., красноярским краснодеревщиком Василием Александровичем Матанцевым, который вместе с братьями и сыновьями имел в Красноярске столярную мастерскую. В экспозиции музея представлены буфет, который Чернышев использовал как книжный шкаф, письменный стол, два стула, кресло и подставка для цветов.

Корпус буфета изготовлен из сосны и лиственницы, покрыт шпоном дуба. Верхняя часть буфета разделена на две неравные части: левая выполнена в виде шкафчика со стеклянными дверцами, а правая дополнительно имеет открытую верхнюю нишу. Шкафчик нижней части и выдвижные ящики закрывались на ключ. Буфет украшен накладными планками геометрических фигур и декоративными металлическими пластинами.

Письменный стол двухтумбовый, выполнен в стиле модерн. Прямоугольная столешница покрыта дерматином коричневого цвета. Правая тумба выполнена в виде открытой этажерки с двумя полками и одним выдвижным ящиком. Левая глухая с дверкой декорирована накладной резьбой. На верхней доске — невысокие надстройки в виде полочек с застекленными окошечками, в которые архитектор помещал фотографии.

Крупные, тяжеловесные стулья и кресло имеют вкладные сиденья. Высокая спинка кресла состоит из двух частей и обита бархатом бордового цвета. Боковые устои прямоугольного сечения переходят в задние ножки. Проножки решены в виде решетки полуовальной формы. Сиденья и полумягкие подушки стульев также покрыты бордовым бархатом. Верхняя часть спинок кресла и стульев сужается, чем повторяет форму каменных обелисков, характерных для архитектуры Древнего Египта, поклонником которой был Леонид Чернышев.

Особенности

  • Поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества Леониду Чернышеву посоветовал художник Василий Суриков, который знал его с детства. Сохранился «Портрет юноши Леонида Чернышева» кисти Сурикова.
  • Во время обучения в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге Леонид Чернышев работал в Москве — на строительстве и отделке гостиницы «Метрополь» — под руководством архитектора Павла Висневского.
  • Комплект мебели переехал вместе с хозяином в новый дом, который архитектор построил для себя и своей семьи в 1912–1914 годах. Асимметричное трехэтажное здание в стиле модерн сохранилось и находится в Красноярске, на улице Марковского, дом 21.