Ресурс доступен с телефона

Судовой шпиль

Российская империя, Тюмень. 1885 год

Об экспонате

Шпиль – механизм на судне типа ворот с вертикальной осью вращения; служит для вытягивания якорной цепи из воды. Так же шпиль используют для швартовых операций, выбирания троса, перемещения груза, выборки тралов, рыболовных сетей и прочего. Иногда используют в значении кабестан.

Шпиль, как устройство важное и сложное, состоял из многих элементов: основы (колонны) и верхней восьмигранной части – веретена, его оббивали по всей поверхности специальными наделками – вельпсами (ребрами), что придавало форму звездчатого многогранника.

Их задача удерживать наложенный трос избегая проскальзывания.
По верх устанавливали голову шпиля – дромгед, обычно большую шляпообразную деталь с отверстиями шпиль-гатами, для рычагов вымбовок.

Основание шпиля – палгед, снабжали специальными отверстиями в которые вставляли деревянные или металлические рычаги.
Шпили различают по типу привода – ручные, паровые, электрические и гидравлические.

Шпиль на нашем судне был ручной. Чтобы поднять или опустить якоря требовалась сила четырёх матросов. Для того, чтобы шпиль начал вращаться, каждый матрос использовал специальный рычаг «вымбовку».

Также шпили различаются по строению:
— Одинарный шпиль (Capstan)
— Соединенный шпиль (Coupled capstan)
— Швартовный шпиль (Mooring capstan)
— Одинарный якорно-швартовный шпиль (Vertical shaft windlass)
— Соединенный якорно-швартовный шпиль (Coupled anchor-mooring capstan)
— Однопалубный шпиль (One-deck capstan)
— Двухпалубный шпиль (Double-deck capstan)

Особенности

  • У шпиля есть собрат – брашпиль. Брашпиль отличается от шпиля тем, что имеет горизонтальный ворот.
  • С помощью шпиля на нашем пароходе матросы справлялись с двумя якорями. Вес каждого якоря – 300 кг.
  • Чтобы работа матросов за шпилем спорилась, они использовали различные восклицания и даже песни.